Закон о свободе совести и о религиозных объединениях

Закон о свободе совести и о религиозных объединениях
(1997)
   Конституция РФ, принятая референдумом 12 дек. 1993, ликвидировала систему Советов народных депутатов, в результате чего в структуре государственноцерк. отношений исчез экспертно-консультативный совет, призванный решать спорные вопросы регистрации и отличать религию от псевдорелигии (ст. 12), а также исчезла контрольная функция гос-ва за соблюдением закона (ст. 11). Регистрация новых религиозных объединений превратилась в автоматическую, и именно с 1994 начались громкие скандалы вокруг деятельности т. наз. «деструктивных сект». Поэтому сразу же после начала своей деятельности Государственная Дума созыва 1993–1995 совместно с Правительством РФ приступила к разработке по сути нового закона о свободе совести. Рабочую группу возглавили председатель комитета Госдумы, депутат от фракции КПРФВ. И. Зоркальцев и заместитель руководителя аппарата Правительства РФА. Е. Себенцов. В рабочей группе были представлены 9 крупнейших религ. объединений РФ.
   В итоге работы Правительство РФ в июле 1995 внесло по сути новый законопроект в Государственную Думу. Однако ввиду предстоящих выборов нового состава Думы проект закона не был рассмотрен. После нач. в янв. 1996 деятельности Госдумы нового созыва, в к-ром большинство получили левые и националпатриотические силы, концепция законопроекта претерпела изменения в сторону ужесточения норм не только против иностранных миссионеров, но и против отечественных релш. новообразований. Более жесткий по сравнению с правительственным текст законопроекта был внесен в Госдуму и принят в первом чтении 16 июля 1996.
   К законопроекту было подано свыше 400 поправок от депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, а также от законодательных собраний субъектов Федерации, большинство к-рых носили взаимоисключающий смысл, мн. прямо противоречили Конституции РФ: напр., предлагалось включить в закон понятие «традиционная религия», отнести к нему православие, ислам, буддизм и иудаизм, а для представителей иных религий, желающих зарегистрироваться, ввести минимальный ценз в 10 тыс. чел. Существенное давление на депутатов оказывалось представителями РПЦ.
   На последнем этапе в законопроект была введена преамбула, в к-рой подчеркивалось уважение гос-ва к 4 традиционным религиям, но без ограничений для остальных.
   18 июня и 23 июня 1997 проект был принят в кач-ве Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Как и в 1993, последовала негативная реакция стран Запада и Ватикана. В печати были опубликованы письма к Президенту Б. Ельцину от президента США и папы римского с просьбой не подписывать закон. Конгресс США решил заблокировать гуманитарную помощь России в случае вступления закона в действие. Против закона также выступили представители протестантских конфессий и ре лиг. меньшинств России. В то же время 49 епископов РПЦ во главе с Патриархом Алексием II в июле 1997 обратились к Президенту РФ с настоятельной просьбой ввести закон в действие. Закон был поддержан также мусульманами, иудеями и буддистами. 22 июля 1997 Б. Ельцин сообщил о том, что решил наложить на закон «вето» в силу противоречия его Конституции РФ, после чего Патриарх Алексий II и члены Св. Синода сделали заявление, в к-ром выразили сожаление, а также мнение, что Президента РФ дезинформировала пресса. В заявлении содержалось предостережение, что позиция Президента РФ может «создать напряженность между властью и народом». В то же время папа римский публично поблагодарил Б. Ельцина за «вето».
   В авг. 1997 Президент РФ дал поручение доработать текст закона в Администрации Президента с участием представителей всех конфессий. Участники работы отметили рост клерикализма. Представители РПЦ настаивали на принятии их формулировок, к-рые и вошли, в частн., в окончательную редакцию ст. 27 (п. 3) и предусматривали запрещенную Конституцией РФ «обратную силу» закона и поражение в правах ныне зарегистрированных, но существующих менее 15 лет религ. общин.
   2 сент. 1997 представители 15 участвовавших в работе над «президентским вариантом» конфессий, кроме двух осн. толков старообрядчества, подписали Заявление, в кром просили Президента РФ внести в Думу их предложения в кач-ве офиц. поправок Президента РФ, а Госдуму просили принять этот вариант. 3 сент. 1997 Б. Ельцин подписал письмо в Госдуму с приложением поправок к тексту от 23 июня 1997. Однако 11 сент. 1997 католики и представители 3 осн. прот. конфессий России объявили, что они против принятия закона в таком виде.
   После нек-рых компромиссов между депутатами и представителем Президента РФ в Госдуме закон был принят 19 сент. 1997 Государственной Думой (358 голосов «за» около 75 %), одобрен Советом Федерации единогласно 23 сент. 1997. 26 сент. 1997 он был подписан Президентом РФ, а вступил в силу со дня его офиц. опубликования 1 окт. 1997.
   По новому закону установлено «сито» государственного контроля за новыми исповеданиями: последователи новой религии могут создать «религиозную группу», к-рая в течение 15 лет будет существовать без правоспособности юридического лица и лишь по прошествии этого срока вправе получить такую правоспособность. Исключение делается для тех, кто входит в уже существующие централизованные религ. орг-ции: в этом случае регистрация проходит автоматически. К принципиально новым нормам можно отнести право гос-ва затребовать при регистрации сведения вероучительного характера. Светский характер гос-ва в законопроекте сохраняется и даже детализируется, несмотря на то что на практике мн. министрами и губернаторами эта норма не соблюдается. Расширен список различных льгот для религ. орг-ций, вплоть до освобождения священнослужителей от военных сборов, Представительства иностранных религ. орг-ций не вправе заниматься в России никакой религ. деятельностью. В то же время по смыслу п. 3 ст. 27, сформулированной юридически неправильно, представители т. наз. «тоталитарных сект» могут легко обходить «сито» государственной регистрации и контроля, получая подтверждение о своем вхождении в любую зарегистрированную по прежнему закону централизованную орг-цию своих единомышленников или сочувствующих.
   В.С. Полосин

Религии народов современной России: Словарь / — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Республика,. . 2002.

Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Закон о свободе совести и о религиозных объединениях" в других словарях:

  • -Федеральный закон О свободе совести и о религиозных объединениях — законодательный акт от 26 сентября 1997 г. N 125 ФЗ с изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 26 марта 2000 г. N 45 ФЗ, от 21 марта 2002 г. N 31 ФЗ, от 25 июля 2002 г. N 112 ФЗ, от 8 декабря 2003 г. N 169 ФЗ, от 29 июня 2004 г. N 58 ФЗ,… …   Экологическое право России: словарь юридических терминов

  • ЗАКОН БОЖИЙ — церковная дисциплина в низших и средних учебных заведениях, в рамках к рой изучаются основы христ. вероучения, богослужения, Свящ. истории и др. До XVIII в. в России начальное образование входило в компетенцию Церкви, оно строилось на чтении… …   Православная энциклопедия

  • Закон РСФСР О свободе вероисповеданий — (1990)    стал основополагающим нормативным актом, определяющим демократические основы государственно церковных отношений в России в 20 в. В 1906 впервые была признана (хотя и ограниченная) свобода неправосл. вероисповеданий. В 1917 Временное… …   Религии народов современной России

  • Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций —    Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.    Образован впервые в составе Государственной Думы, избранной 12 дек. 1993. Комитет занимался вопросами создания законодательной базы в сфере государственно церк. отношений,… …   Религии народов современной России

  • Свобода совести и свобода вероисповедания — (англ. conscience and religion liberty) гарантированные Конституцией РФ* (ст. 28) гражданские свободы, относящиеся к основным правам и свободам человека и гражданина и характеризующие одну из сторон правового статуса личности …   Энциклопедия права

  • Свобода совести и свобода вероисповедания — (англ. conscience and religion liberty) гарантированные Конституцией РФ* (ст. 28) гражданские свободы, относящиеся к основным правам и свободам человека и гражданина и характеризующие одну из сторон правового статуса личности. Конституция РФ… …   Большой юридический словарь

  • СВОБОДА СОВЕСТИ И СВОБОДА РЕЛИГИОЗНОГО ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ — одна из свобод, закрепленная в ст. 28 Конституции РФ, которая гласит, что каждому в Российской Федерации гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не …   Энциклопедический словарь конституционного права

  • ЕЛЬЦИН Борис Николаевич — Борис Николаевич (1.02.1931, с. Бутка Талицкого р на Уральской (ныне Свердловской) обл. 23.04.2007, Москва), гос. и политический деятель, Президент Российской Федерации (1991 1999). Биография Из крестьянской семьи. В младенчестве был крещен в… …   Православная энциклопедия

  • Тоталитарная секта — Не следует путать с секта. Тоталитарная секта  особый тип организации, для которой характерны авторитарные методы управления, ограничения прав человека для членов организации и деятельность которой представляет опасность для жизни и здоровья …   Википедия

  • Религия в России — …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»